Есть несколько базовых правил, которые помогут заложить фундамент нормальных, ровных и, что важнее всего, деловых отношений с учителем.
1. Прежде всего нужно придерживаться элементарных правил вежливости
Здесь сложно что-либо добавить, но иногда полезно еще раз проговорить важные вещи.
2. К учителю всегда нужно обращаться на «Вы» и по имени-отчеству
Это правило незыблемо, даже если педагог кажется вам очень молодым или «своим в доску». Это поможет вам задать нужную, уважительную дистанцию и удержит от оскорблений даже в случае эмоционального срыва.
3. Разговаривая с учителем, держите в узде свои эмоции
Они мешают услышать позицию преподавателя. Постарайтесь вникнуть в суть его претензий. Если не получается, если эмоции все же зашкаливают, извинитесь, и попросите учителя о встрече позже, когда «переварите» информацию, обдумаете в спокойной обстановке и будете готовы к конструктивному диалогу.
4. Старайтесь не приходить к учителю по серьезному поводу без предупреждения и взаимной договоренности
У учителей, как правило, достаточно плотный график, и чтобы уделить время вам, учителю придется чем-то жертвовать. Согласитесь, не лучшая атмосфера для конструктивного диалога. Визиты в стиле «как снег на голову» радуют учителей, только если ваш ребенок — отчаянный головорез, и место ему в колонии для малолетних преступников, либо если за десять лет обучения ребенка вы явились в школу первый раз.
5. Никогда не критикуйте учителя в присутствии ребенка
Даже если педагог не прав, критиковать взрослых — прерогатива взрослых, но никак не детей. Это во-первых. А во-вторых, выслушайте сначала учителя, а потом уж делайте выводы. Любой ребенок — тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо. А человеку очень свойственно оправдывать свои поступки и очень убедительно объяснять свои промахи. Это нормально, это одно из проявлений инстинкта самосохранения. Поэтому узнайте точку зрения учителя на происшествие, а потом уже делайте выводы. Если ребенок все же был прав, объясните ему, что учитель ошибся, ведь право на ошибку есть у каждого.
6. Всегда помните, зачем пришли
Общаясь с учителем, возьмите за правило держать в уме цель вашего взаимодействия. Цель эта — обеспечить комфортные условия для получения знаний вашим ребенком, а вовсе не доказать учителю его глупость и никчемность на фоне вашего блестящего ума и универсальной компетентности.
Как
родителям повышать учебную мотивацию школьников
1. Обсудите с ваши ребенком важность школы и образования. Это очень
важно.
2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в
школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.
3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в
классе, который он должен сделать.
4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания,
удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и
практику уроков.
5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его
прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо
ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого
поведения.
6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше
внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.
7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо
экзамен или тест.
8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима
дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.
9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или
источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть
проблемы в учебе.
10. Самое главное: регулярно будьте в постоянном контакте с учителями
вашего ребенка, которые следят за успеваемостью и поведением вашего ребенка в
школе.
11. Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими
знаниями обладать.
12. Определяйте и оглашайте сроки реализации поставленной цели (когда
я это исправлю, выучу).
13. По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (
Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
14. Чёткое и своевременно отслеживайте результаты деятельности
собственного ребёнка в процессе всей работы (учёбы).
15. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите
за дело – стимулируйте мотивацию.
16. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и
дельный совет лучше порицания.
17. Формируйте положительный стимул для обретения новых знаний в
школе.
18. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование,
обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия
ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
19. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из
класса, это может привести к раздражению.
20. Любите ребенка.
Что делать, если ребенок ленится?
1.
Постоянно поясняйте, почему человек должен уметь трудиться.
Демонстрируйте негативное отношение к лени, безделью.
2.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, иначе он может
и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.
3.
Позвольте ему действовать самостоятельно там, где это возможно.
Например, спросите: «Ты бы хотел накрыть на стол или лучше
бы приносил посуду, пока я буду накрывать?»
4.
Предлагайте ребенку посильную работу, определите круг его
домашних обязанностей. Сделайте это так: «Ты у нас совсем большой,
я могу тебе доверить вымыть пол, помыть посуду, вытереть пыль, вынести ведро и
т.д.».
5.
Будьте последовательны в своих требованиях.
6.
Приучайте доводить начатое дело до конца.
Самостоятельность НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ, ОНА
ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ. Самостоятельность – КАЧЕСТВО СЛОЖНОЕ, ОНО
ВЫРАЖАЕТСЯ В СВОБОДЕ ОТ ВНЕШНИХ ВЛИЯНИЙ И ПРИНУЖДЕНИЙ.
Анализ показывает, что самостоятельность
у младших школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру,
готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднений охотно, без
колебаний спешат за помощью к старшим(!). Выполняя обязанности по дому, дети
строго следуют полученной установке и не выходят за ее границы.
Миша подметал пол (его попросила
учительница), но не стер с доски. На вопрос: «Что же доска осталась грязной?» –
мальчик недоуменно ответил: «Мария Александровна об этом мне не говорила».
Причины подобных
явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика
младших школьников отличается НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ
И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ. Они с готовностью берутся за дело, но
недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности
действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут
выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в
преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь
поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.
МНОГИЕ
ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО НЕ ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Например, на
вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей самостоятельность?»,
«Учите ли вы их этому?» – родители учащихся младших классов
отвечают:
«Нет, особенно не замечаю»,
«Не хотят они никакой самостоятельности»,
«Какая тут самостоятельность – малы еще».
На второй вопрос большинство давали положительный ответ, но тут же добавляли,
что делают это они от случая к случаю, несистематически: «Некогда этим заниматься».
ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО СЕТУЮТ, ЧТО ШКОЛЬНИКИ
НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫ: «Все их приходится за руку водить», «Все им надо «разжевывать».
Рассмотрим этапы
развития самостоятельности:
Первый этап. Дети действуют
по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап
подражания).
Второй этап. Ребята в
состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые
способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
Третий этап. Младшие
школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся
ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной
самостоятельности).
Проанализируем пример заблуждений родителей по поводу предъявления
требований к самостоятельности детей.
Мама жалуется учителю на свою
дочь: «Надя привыкла к тому, что бабушка за нее все выполняла, а теперь дочь
требует от меня такого же «сервиса». Но я работаю,
не могу за ней ухаживать. И не хочу, потому что она
должна чему-то учиться. Придется ведь ей жить и одной: не всегда будут мама и
бабушка». «А чего именно она не умеет?» «Да ничего. Веник в руках держать не
может. К розетке не подойдет. Даже спичку зажечь боится. Вы не представляете,
сколько сил затратили, чтобы научить ее зажигать спички! Но все равно, обед
сама не разогревает, ждет меня до вечера!»
УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ ЗАБЫВАЮТ, что их навыки по самообслуживанию
СКЛАДЫВАЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ОПЕРАЦИЙ.
Мамы и папы этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки – пустяк
и ими может овладеть ребенок прямо с пеленок. Потому они
часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Ну, неужели такая мелочь тебе не под
силу? Неужели эту чепуху ты не в состоянии был сделать?» А ребенок
действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком»: что-то
ему мешало, что-то отпугивало. В чем-то он не был уверен, чего-то боялся.
ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократныеповторения, поощрения, радость вместе
с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем
случае – никакого крика, раздражения, упреков. КОГДА ВЫ СРЫВАЕТЕСЬ НА КРИК, ВЫ УНИЧТОЖАЕТЕ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО
ВОСПИТАНИЯ, рождаются основания для вражды. Представьте
себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над
душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы
себя будете чувствовать?
Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А родители, как правило,
ставят его в положение мальчика на побегушках: «ПРИНЕСИ»,
«ПОДАЙ», «ВЫЛЕЙ», «ОПОЛОСНИ», «ЗАКРОЙ», «СБЕГАЙ». В таких условиях
трудно стать самостоятельным. В какое-то время и как можно раньше надо переходить к передаче ребенку целостных функций:убрать всю
комнату, приготовить завтрак, подготовить к выходу в детский сад брата.
Что нужно делать для
того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за
последствия своих действий?
§ Прежде всего, мы должны показывать ребёнку
те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право
самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним
последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь
разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но
только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки.
Решай сам».
§ У ребёнка обязательно должна быть область
жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия
своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или
заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему
надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой
одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется
лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо
обсудить с ребёнком, почему его действие привело к плачевным результатам и как
ему стоит поступать в будущем. Иначе – если мы всегда будем решать за ребёнка и
лишим его права на ошибку – он не научится принимать осмысленные решения, а
будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
§ Очень полезно планировать нужные дела
вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение,
не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его
прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим,
когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться
выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
§ Ребёнок учится самостоятельно принимать
решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это
относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами: это настольные (игры с
фишками, карты, шашки, шахматы, нарды) и подвижные игры. Игра – это своеобразное
пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты
своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его
опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать
самостоятельно в реальной жизни.
§ Важную роль в приучении ребёнка быть
самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому
режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и
позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё
время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно
тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно «стоять над ним» и
требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
Итак, больше доверия, больше самостоятельности и
поощрения – таковы несложные
правила развития самостоятельности ребенка
в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку»,
что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя работу многократно, он
овладеет устойчивыминавыками этой деятельности и будет хотеть заниматься
ею самостоятельно.
Як батькам читати і розуміти новий Держстандарт початкової школи.
Что делать, если ребенок ленится?
1.
Постоянно поясняйте, почему человек должен уметь трудиться.
Демонстрируйте негативное отношение к лени, безделью.
2.
Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам, иначе он может
и в дальнейшем использовать вас в качестве прислуги.
3.
Позвольте ему действовать самостоятельно там, где это возможно.
Например, спросите: «Ты бы хотел накрыть на стол или лучше
бы приносил посуду, пока я буду накрывать?»
4.
Предлагайте ребенку посильную работу, определите круг его
домашних обязанностей. Сделайте это так: «Ты у нас совсем большой,
я могу тебе доверить вымыть пол, помыть посуду, вытереть пыль, вынести ведро и
т.д.».
5.
Будьте последовательны в своих требованиях.
6.
Приучайте доводить начатое дело до конца.
Самостоятельность НЕ РОЖДАЕТСЯ САМА ПО СЕБЕ, ОНА
ВОСПИТЫВАЕТСЯ И РАЗВИВАЕТСЯ. Самостоятельность – КАЧЕСТВО СЛОЖНОЕ, ОНО
ВЫРАЖАЕТСЯ В СВОБОДЕ ОТ ВНЕШНИХ ВЛИЯНИЙ И ПРИНУЖДЕНИЙ.
Анализ показывает, что самостоятельность
у младших школьников имеет относительно ограниченный характер. К примеру,
готовя домашние задания, большинство ребят в случае затруднений охотно, без
колебаний спешат за помощью к старшим(!). Выполняя обязанности по дому, дети
строго следуют полученной установке и не выходят за ее границы.
Миша подметал пол (его попросила
учительница), но не стер с доски. На вопрос: «Что же доска осталась грязной?» –
мальчик недоуменно ответил: «Мария Александровна об этом мне не говорила».
Причины подобных
явлений лежат в психологических и возрастных возможностях детей. Психика
младших школьников отличается НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ
И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬЮ. Они с готовностью берутся за дело, но
недостаточное развитие воли ведет к импульсивности, склонности
действовать под влиянием случайных побуждений. Поэтому дети не всегда могут
выполнить задуманное, им недостает настойчивости, упорства в
преодолении трудностей. Среди малышей редко кто не хочет иметь
поручение, но, получив его, многие быстро утрачивают к нему интерес.
МНОГИЕ
ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО НЕ ОСОЗНАЮТ ВАЖНОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Например, на
вопросы: «Замечаете ли вы у своих детей самостоятельность?»,
«Учите ли вы их этому?» – родители учащихся младших классов
отвечают:
«Нет, особенно не замечаю»,
«Не хотят они никакой самостоятельности»,
«Какая тут самостоятельность – малы еще».
На второй вопрос большинство давали положительный ответ, но тут же добавляли,
что делают это они от случая к случаю, несистематически: «Некогда этим заниматься».
ОДНОВРЕМЕННО С ЭТИМ ВЗРОСЛЫЕ ЧАСТО СЕТУЮТ, ЧТО ШКОЛЬНИКИ
НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫ: «Все их приходится за руку водить», «Все им надо «разжевывать».
Рассмотрим этапы
развития самостоятельности:
Первый этап. Дети действуют
по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап
подражания).
Второй этап. Ребята в
состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые
способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
Третий этап. Младшие
школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся
ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной
самостоятельности).
Проанализируем пример заблуждений родителей по поводу предъявления
требований к самостоятельности детей.
Мама жалуется учителю на свою
дочь: «Надя привыкла к тому, что бабушка за нее все выполняла, а теперь дочь
требует от меня такого же «сервиса». Но я работаю,
не могу за ней ухаживать. И не хочу, потому что она
должна чему-то учиться. Придется ведь ей жить и одной: не всегда будут мама и
бабушка». «А чего именно она не умеет?» «Да ничего. Веник в руках держать не
может. К розетке не подойдет. Даже спичку зажечь боится. Вы не представляете,
сколько сил затратили, чтобы научить ее зажигать спички! Но все равно, обед
сама не разогревает, ждет меня до вечера!»
УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ ЗАБЫВАЮТ, что их навыки по самообслуживанию
СКЛАДЫВАЛИСЬ В ТЕЧЕНИЕ МНОГИХ ЛЕТ ИЗ МЕЛЬЧАЙШИХ ОПЕРАЦИЙ.
Мамы и папы этим привычкам не придают значения и думают, что эти навыки – пустяк
и ими может овладеть ребенок прямо с пеленок. Потому они
часто повторяют, обращаясь к ребенку: «Ну, неужели такая мелочь тебе не под
силу? Неужели эту чепуху ты не в состоянии был сделать?» А ребенок
действительно не в состоянии был справиться с этим «пустяком»: что-то
ему мешало, что-то отпугивало. В чем-то он не был уверен, чего-то боялся.
ИТАК, в выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократныеповторения, поощрения, радость вместе
с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем
случае – никакого крика, раздражения, упреков. КОГДА ВЫ СРЫВАЕТЕСЬ НА КРИК, ВЫ УНИЧТОЖАЕТЕ ВСЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕГО
ВОСПИТАНИЯ, рождаются основания для вражды. Представьте
себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над
душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы
себя будете чувствовать?
Любой ребенок стремится к некоторому максимализму. А родители, как правило,
ставят его в положение мальчика на побегушках: «ПРИНЕСИ»,
«ПОДАЙ», «ВЫЛЕЙ», «ОПОЛОСНИ», «ЗАКРОЙ», «СБЕГАЙ». В таких условиях
трудно стать самостоятельным. В какое-то время и как можно раньше надо переходить к передаче ребенку целостных функций:убрать всю
комнату, приготовить завтрак, подготовить к выходу в детский сад брата.
Что нужно делать для
того, чтобы ребёнок учился осмысленно принимать решения и отвечать за
последствия своих действий?
§ Прежде всего, мы должны показывать ребёнку
те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право
самому выбрать, как поступить. При этом обязательно стоит обсуждать с ним
последствия, к которым могут привести его действия. Например: «Ты хочешь
разобрать машинку? Ладно, она твоя, ты можешь делать с ней, что хочешь, но
только учти, что потом она может не собраться, и ты окажешься без машинки.
Решай сам».
§ У ребёнка обязательно должна быть область
жизни, где решения принимает он сам и сам несёт ответственность за последствия
своих действий. Например, он сам может решать, когда он будет убираться или
заниматься (но вы должны оговорить с ним крайний срок, не позже которого ему
надо это сделать), как распределить на несколько дней вкусный десерт, в какой
одежде ходить дома или куда пойти гулять. Конечно, его выбор не всегда окажется
лучшим, и временами он будет совершать ошибки. В таких случаях необходимо
обсудить с ребёнком, почему его действие привело к плачевным результатам и как
ему стоит поступать в будущем. Иначе – если мы всегда будем решать за ребёнка и
лишим его права на ошибку – он не научится принимать осмысленные решения, а
будет либо подчиняться окружающим, либо действовать импульсивно.
§ Очень полезно планировать нужные дела
вместе с ребёнком. Например, если мы хотим, чтобы ребёнок выучил стихотворение,
не стоит требовать от него, чтобы он отложил все свои дела и принялся учить его
прямо сейчас. Будет гораздо лучше, если мы предложим: «Машенька, давай решим,
когда мы с тобой будем учить стихи». Тогда ребёнок сам будет стремиться
выполнить принятое решение, поскольку будет ощущать его как своё.
§ Ребёнок учится самостоятельно принимать
решения не только в повседневной жизни, но и во время игры. Прежде всего, это
относится к сюжетно-ролевым играм и к играм с правилами: это настольные (игры с
фишками, карты, шашки, шахматы, нарды) и подвижные игры. Игра – это своеобразное
пространство свободных действий, где можно опробовать самые разные варианты
своего поведения. Поэтому чем чаще играет ребёнок в такие игры, тем больше его
опыт самостоятельных действий и тем легче ему будет учиться действовать
самостоятельно в реальной жизни.
§ Важную роль в приучении ребёнка быть
самостоятельным играет и поддержание режима дня. Привычка к определённому
режиму, включающему в себя все основные дела дня, структурирует жизнь малыша и
позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать своё
время. Если же режим дня отсутствует, то маме или бабушке приходится постоянно
тратить силы на "организацию" ребёнка, постоянно «стоять над ним» и
требовать, чтобы он выполнял то или иное действие.
Итак, больше доверия, больше самостоятельности и
поощрения – таковы несложные
правила развития самостоятельности ребенка
в домашних делах. Ребенок должен чувствовать, что все не «понарошку»,
что его работа действительно кому-то нужна, приносит пользу. Тогда, выполняя работу многократно, он
овладеет устойчивыминавыками этой деятельности и будет хотеть заниматься
ею самостоятельно.
Немає коментарів:
Дописати коментар